Хануман — бог в облике обезьяны

Бог Хануман

Хануман предстает для нас в индийской мифологии как могущественная обезьяна, и один из самых популярных богов индийского пантеона, помогающих Раме в походе против злых сил.

Согласно поверьям, Хануман – это аватар бога Шивы, почитаемый как воплощение силы, непоколебимости и преданности.

В эпосе «Рамаяна» отрывок о Ханумане, где рассказано про его клятву отыскать жену Рамы, Ситу, похищенную Раваной – это замечательное повествование, способное воодушевлять читателей на борьбу со злом и давать силы преодолевать любые преграды, которые могут им повстречаться на пути.

Сложно найти мифического персонажа, который был бы одновременно настолько могущественным, образованным, мудрым, скромным и забавным. Эти черты Ханумана проступают в великих эпосах Рамаяна и Махабхарата.

Значение аватаров бога Шивы (Вишну) в индуизме

Кроме множества богов и богинь, индуисты верят в десять воплощений (аватаров) бога Вишну. Одним его воплощений является Рама, созданный, чтобы уничтожить Равану, злого правителя Ланки. С целью помочь Раме, бог Брахма приказывает некоторым богам и богиням принять облик «варана», или обезьян. Индра – бог войны и погоды, возродился как Бали; солнечный бог Сурья как Сугрива; Брихаспати, наставник богов Павана и Тара, бог ветра, воплотился как Хануман, самый быстрый, мудрый и сильный из всех обезьян.

Бог Хануман в Индуизме

Рождение Ханумана

Легенда о рождении Ханумана такова: у Брихаспати был прислужник Панджикастала, на которого было наложено проклятие, придавшее ему форму самки обезьяны. Снять проклятие было возможно только в том случае, если она родит реинкарнацию бога Шивы.

Возродившись как Анджана, она исполняла в строгости все ритуалы, чтобы умилостивить Шиву, и тот, наконец, даровал ей свое благословение, сняв свое проклятие.

Когда Агни, бог огня, дал Дашаратха, королю Айодхью священные сладости, которые тот должен был раздать своим женам для зачатия священных детей, орел выхватил кусок прасад и бросил его к ногам медитирующей Анджаны, тогда как Павана (Ваю), бог ветра, опустил кусок прасад прямо в ее открытые ладони.

Когда Анджана съела священные сладости, она смогла родить Ханумана. Таким образом бог Шива возродился в виде обезьяны, будучи благословлен Паваной, ставшим крестным отцом Хануману.

Рождение Ханумана

Детство и образование Ханумана

Рождение Ханумана освободило Анджану от ее проклятия. Перед возвращением матери на небеса, Хануман расспросил ее о своей будущей жизни. Анджана рассказала ему, что сын никогда не умрет, и пищей ему будут фрукты, такие же сочные, как восходящее солнце. Хануман даже перепутал сияющее солнце с едой, и бросился на него, пожелав съесть. За это Индра поразил его молнией, сбросив на землю, и повредив челюсть, отчего тот и получил свое имя.

Но Павана, крестный отец Ханумана перенес его в нижний мир, или «Патала». После ухода Ваю с Земли, все живущее на ней начало задыхаться от отсутствия воздуха, и Брахме пришлось уговаривать его вернуться. Чтобы заставить Павана вернуться, его крестному сыну были даны множество даров и благословений, которые сделали Ханумана неуязвимым для оружия, бессмертным и чрезвычайно могущественным.

Хануман избрал Сурья, бога Солнца, своим наставником и начал увеличиваться в размерах, чтобы достичь Сурья и попросить выучить его писаниям. Сурья согласился принять Ханумана в ученики, но тому пришлось становиться больше, чтобы постоянно общаться с гуру, который двигался вдоль неба, давая свои уроки.

Сурья посчитал, что скорость, с которой его ученик освоил науку, была лишь его заслугой, и когда Хануман попросил его дать ему что-то большее, бог Солнца взамен потребовал от ученика помощи для своего сына Сугрива, и тот стал его посланником и собратом.

Хануман - бог-обезьяна

Встреча и деяния Ханумана и Рамы

Хануман повстречал Раму и его брата Лакшмана, когда те были в изгнании в джунглях, и искали его жену Ситу, похищенную Раваном. Эта миссия привела их в окрестности озера Пампа в подножии горы Ризимукха, где прятались король обезьян Сугрива и его служители.

Сугрива, преследуемый своим братом Бали, начал подозревать, что Рама и Лакшмана могли быть подосланы Бали с целью убийства. Чтобы выяснить их истинные цели Сугрива обратился к ним в образе Брамина.

Первые же слова Ханумана поразили Раму, и он сказал: «Никто не смог бы говорить так, не познав Веды. Он исполнен спокойствия, имеет такое чистое произношение, и так пленяет своей речью! Он способен переубедить даже врагов…». Когда его истинное лицо как принца Айодхья было раскрыто, Хануман упал ниц перед божеством в почтении, а Рама поднял его на ноги и обнял.

Так и началась история Ханумана, тесно сплетенная с Рамой, и описанная в подробностях в Рамайане у поэта Валмики и в эпической поэме Рамачаритаманаса от Тулсидаса.

Хануман - аватар бога Шивы

В сокращенном виде дальнейшая история выглядит так: Хануман познакомил Раму с Сугривой и начал усиленные поиски Ситы. Когда ему стало известно ее местонахождение, он успокоил Ситу и сжег дотла город Ланка. После этого Хануман привел Раму в Ланка, где началась его битва против Раваны и его обезьяньей армии, которая привела к поражению демонов.

Наибольшим достижением в ней Ханумана было спасение жизни Лакшмана, которое зависело от целебной травы, росшей на холме Садживи в Гималаях. Хануман бросился на поиски травы в Гималаи, но не смог отыскать нужную траву, потому вырвал весь холм и на ладони перенес его обратно в Ланка как раз вовремя, чтобы спасти Лакшмана. С тех пор Хануман вечно служил Раме.

Хануман

После победы Рамы над Раваной, Хануман отправился в Гималаи, где когтями записал свою версию истории Рамаяны на гималайских горах, не забыв ни об одном из деяний Рамы. Когда поэт Валмики посетил его, пожелав сравнить свою версию Рамаяны с записями Ханумана, то остался очень разочарованным.

Хануман начал расспрашивать Валмики о причине его горя и узнал, что хотя поэт и приложил много усилий для восхваления деяний Рамы, версия Ханумана была несравненно лучше его собственной, и потому должна быть забыта.

После этого Хануман уничтожил свою версию, которая впоследствии была названа Рамаяна Ханумана. Поэт Валмики был поражен поступком Ханумана и объявил о том, что ему потребуется еще одна жизнь, чтобы воспеть величие бога, которое выражалось в его стихах.

Тем не менее одна из табличек уплыла по морю и была выброшена на берег во времена Калидаса, где была найдена и расшифрована учениками. Калидаса заявил, что после расшифровки понял, что это была часть Рамаяны Ханумана, записанная им самим в оригинальном стиле, и посчитал большим счастьем, что увидел лишь несколько ее строк.

Приключения Ханумана и Пандавов

Почтенная обезьяна также встречается и в эпической поэме Махабхарата. Сам рассказ о том, как Хануман повстречал отважного Бхима, одного из братьев Пандавов – это замечательная история. Хануман сразу признал Бхиму своим братом по духу, так как оба они были рождены от благословения Павана, бога ветра, и пообещал ему помощь в битве при Курукшетра.

В битве Хануман уселся около флага на колеснице Арджуны, чтобы обезопасить ее и стабилизировать движение колесницы. Треугольный шафрановый флаг Ханумана символизировал стабильность и равновесие, спокойствие чувств и разума, и служил знаком победы над злыми силами.

Сериал Махабхарата - Хануман

Интересные факты о Ханумане

В Рамаяна описано как Хануман несколько раз менял форму. Свои возможности изменения размеров он получил еще в детстве от крестного бога Сурья. К примеру, во время поисков похищенной Ситы во Дворце Равана, он уменьшается до размеров кота, чтобы не быть замеченным врагами. Немного позже Хануман увеличивается до размеров горы, издавая сияние, чтобы продемонстрировать Сите свою истинную силу.

Также ему приходится увеличиваться и сразу же уменьшаться, чтобы обмануть демоницу Шураза, которая перекрыла ему путь во время пересечения моря, по пути в Ланку.

Почитание Бога-обезьяны

По вторникам, а в некоторых случаях и по субботам, множество людей собирается, чтобы почтить Ханумана и принести ему особые подношения. Среди индуистов бытует поверье, что в тяжелых жизненных ситуациях следует повторять имя Ханумана и петь гимн «Хануман Чалиса», посвященный божеству, а также произносить мантру «Бажрангхбали Ки Джай» — «победу силе молнии».

Один раз в году – в день полнолуния по индуистскому календарю в месяц Чайтра (Апрель) празднуют Хануман Джаянти, посвященный рождению Ханумана. Храмы Хануману одни из самых посещаемых в Индии. Именно благодаря Хануману появилась традиция подкармливать диких обезьянок.

Почитание бога-обезьяны в Индии

Храм Якху, посвященный Хануману, расположен в Химачал Прадеш. Этот храм был основан на равнине, где по легенде внезапное приземление Ханумана сровняло холм. Статуя Ханумана высотой в 33 метра была возведена на вершине холма, который является самой высокой точкой Шимла. Возведением храма в честь Ханумана занимался известный мудрец Якху.

Также Хануман популярен среди буддистов в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии, где построено множество храмов в честь этого божества, а также множество улиц носит его имя. Вместе с этим, вне Индии про него ходят другие легенды. Индуисты представляют его непорочным, и в то же время в других традициях у него появляются жены и дети. Также его можно узнать в приключениях героя-обезьяны в великой китайской поэме «Путешествие на запад».

Персонаж Ханумана учит нас тому, что в каждом из нас скрыты неограниченные возможности. Хануман направил всю свою энергию в помощь богу Раме, и именно его выдающаяся преданность освободила его от всех физических недостатков. Хануман вполне дает пример выражения «Дасья Бхатки» — служения через смирение, одно из девяти служений, связывающих слугу и господина. Его величие состоит в полном поглощении божеством, что также формирует основу его благостных качеств.

Понравилась статья? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Facebook или Google Plus.

Есть свое видение по поводу статьи? Тогда комментарии вам в помощь: обсуждайте, спрашивайте и делитесь мнениями прямо на сайте!