Образ бога Вишну от зороастризма до современного вайшнаизма

Индийский бог Вишну

В достаточно сложном для понимания европейца пантеоне современного индуизма Вишну занимает особое место. «Охватывающий собой мир» традиционно является членом Тримурти, но в некоторых ответвлениях религии он занимает место верховного бога. Например, в основе вайшнаизма лежит поклонение Вишну как единому божеству, то есть, это монотеистическая религия по своей сути. В отличие от иных направлений индуизма, вишнуизм (вайшнаизм) предполагает вечное посмертное блаженство, а не просто освобождение от материальных оков земной жизни.

Интересно, что одним из аватаров Вишны считается Будда, явившийся в Кали-югу пробужденный принц Капилаваста.

Роль Вишну в зороастризме, Пуранах, древнегреческих мифах и современном индуизме

Из трех богов Тримурти для земного человека, пожалуй, Вишну является самым близким и понятным, поскольку единый с мирозданием Брахма слишком сложен, а в Шиве слишком сильны мотивы разрушения и смерти.

Бог Вишну со своей женой богиней ЛакшмиСчастье, красоту и радость олицетворяют собой супруги Вишну и Лакшми, поэтому и вайшнаитов среди поклонников индуизма насчитывается около 70%.

Авестийские (индоиранские) сказания содержали образ пра-Вишну, бога правосудия Рашны. Подобно многочисленным греческим богам, со временем образ утратил основные черты и приобрел совершенно противоположные. Так же, как пра-Посейдон из владыки земных недр трансформировался во властелина морской пучины, так и Рашна-Вишну из непреклонного бога правосудия стал радостным и благим божеством.

Связь Вишну и греческой мифологии считается типичным проявлением единой космогонической концепции, поскольку общеиндоевпропейская эпоха дала начало абсолютно всем религиям, мифам и культурам. Под именем Еврибата (Эврибата) предположительно скрывается именно образ Вишну, на что указывают определенные факты. Но речь идет именно о Вишну-Упанишаде, пятом божественном аватаре, а не о других ипостасях. Основной мотив «трех шагов» четко прослеживается в обоих циклах, а внешнее сходство Еврибата и Ваманы позволяет с уверенностью проводить подобные параллели.

Образ Вишну в цикле Пуран также кардинально меняется от поэмы к поэме. Первоначально он выступает всего лишь богом-помощником громовержца Индры в его многочисленных сражениях. В самых ранних текстах отдельное упоминание этого божества не встречается, поскольку он не повелевает стихиями или царствами. Но в некоторых стихах (Яджурведы) Вишну становится всеобъемлющей сущностью, которая объединяет прошлое и будущее, и является основой мироздания.

Богиня КалиНе менее интересен еще один персонаж в индийской мифологии: черная богиня Кали

В Индии очень много праздников и зачастую они носят религиозную окраску, например, праздник огней Дивали. Подробности тут.

В дальнейшем основным предназначением бога становится поддержание равновесия между Добром и Злом, в чем некоторые ученные усматривают авестийские мотивы. Но Вишну борется с нарушителями мирового порядка путем наказания преступников и поощрения праведников, воплощаясь в героев и царей.

Космогоническая роль бога состоит в творении мира, что происходит в каждом новом цикле после того, как Шива разрушает старый мир.

Божественные аватары

Бог ВишнуТрадиции изображения Вишну в качестве четырехрукого человека с голубой, синей или же черной кожей восходят к самому началу послеведийского периода, и они совершенно не изменились вплоть до сегодняшнего дня. Впрочем, основные атрибуты божества также неизменны — цветок, раковина, булава и чакра. Одежда бога обязательно желтая или бело-желтая, и эти каноны не нарушаются много столетий.

Одним из наиболее известных мотивов в мифотворчестве стали «три шага Вишну», делая которые он создаёт все сущее, в том числе и пространство для жизни людей. Тема Вишну-Тривикрамы наиболее полно раскрывается в Брахманах, тут он уже явно верховное и могущественное божество. Данный факт подтверждается текстом «Шатапатха-брахман», который утверждает, что любое жертвоприношение, в конечном счете, достается Вишну, как отцу всего живого.

Самое интересное свойство и отличие Вишну от других богов — постоянное перевоплощение. Канонические тексты насчитывают 9 дашаватар (основных воплощений); 10 же лишь упоминается, но аватар Калки, божества разрушения, должен явиться лишь в самом конце Кали-юги. 25 второстепенных личин, по мнению исследователей, считаются наиболее значимыми, хотя «Бхагават-пурана» однозначно говорит, что воплощения бога бессчетны.

Общие черты можно усмотреть также в христианстве и вайшнаизме, поскольку основная роль Вишну со временем трансформируется в Спасителя мира и людей. Возможно, основной сюжет Нового Завета, как более позднего религиозного текста, сложился именно под влиянием индуизма.

Вишна-Кришну воплощает в себе основные черты могучего бога, но в несколько утрированном виде. Это касается и внешности, поскольку красота Кришны не имеет изъянов, и черт характера. Вместо спасения праведников и наказания грешников, основной функцией Черного, восьмой аватары, становится наслаждение жизнью, детская непосредственность и некоторая инфантильность божественного воплощения проявляются, в первую очередь, в канонических изображениях.

Ученые отождествляют различные аватары бога с основными проявлениями культурных традиций Индии и философско-религиозными доктринами.

1

Так, одно из воплощений Вишну — Рама — является великим героем-кшатрием, борющимся с демонами.

Аватара Парашурама же наоборот, уничтожает касту кшатриев во имя процветания брахманов и утверждения их в качестве высшей касты.

Кришна считается олицетворением менталитета коренных народов Индии — племен дравидов. Сходство проявляются даже во внешности, в то время как остальные божества намного более европеоидны, и имеют светлую кожу и высокий рост, пастушок Кришна маленький и смуглый.

Воплощением Вишну принц Сиддтхартха Готама (Гаутама) становится лишь после духовного перерождения и просветления, то есть Будда Шакьямуни является аватаром божества, в то время как принц Сиддхартха — нет.

Основная концепция буддизма — отречение не только от материальных ценностей, но и от эмоциональных привязанностей, а просветление достигается лишь после того, как человек отринет все, что его держит.

Образ Вишну в искусстве

Бог ВишнуБлизость божества к своим адептам проявляется и в живописных традициях и архитектуре. В отличие от других индуистских богов, ничего пугающего, неприятного человеческому глазу, как и атрибутов смерти и разрушения, его образ не предполагает.

С течением времени сложились определенные каноны изображения Вишну, его образ стал более далеким, отрешенным от мирской суеты и людских проблем, и традиции Шилпа-Шастра более не позволяли изображать бога или его воплощения кроме как в строгом соответствии с раз и навсегда установленными правилами.

Пропорции и стандарты, прописанные в трактатах, опровергают, тем не менее, понимание Вишну как вездесущего и всеобъемлющего бога. Однако свой отголосок подобная трактовка частично сохранила в иконографических канонах, где предписывается изображать бога с четырьмя руками, две передние из которых символизируют материальный мир и все, что с ним связано, а две задние — тонкий духовный мир.

Кожа синего цвета олицетворяет безвременность и бесконечность природы бога, и является напоминанием о космогонической функции Вишну — сотворении мира после пробуждения в безбрежном океане. Впрочем, некоторые изображения Вишну имеют кожу голубого или черного цветов.

Ученные до сих пор не сошлись во мнениях о природе этого явления. Одна из гипотез гласит о различиях изобразительных традиций в разных ответвлениях индуизма. Но большая часть исследователей настаивает на том, что это связано с химическими процессами, при которых цвет краски со временем изменяется под действием внешних факторов.

Цветочная гирлянда или ожерелье с огромным драгоценным камнем является обязательным атрибутом, и символизирует связь Вишну с его женой Лакшми, которая обитает в камне. Ярко-жёлтый цвет одежд считается отголоском культа Кришны-Вишну, радостного и веселого божества.

Биография Индиры ГандиОзнакометь с биографией Индиры Ганди, премьер-министром Индии в 1966-1977 и 1980-1984 годах.

Махатма Ганди — еще один лидер индийского общества, который внес огромный вклад в свою страну. С его биографией можно ознакомиться в этой статье.

Кстати говоря, именно он изображен на всех банкнотах индийских рупий на аверсе: https://indianochka.ru/travel/turistu/ind-rupii.html

Со временем нормой стало изображение Вишну с тремя и четырьмя парами рук для придания большей значимости его функции и сущности бога. Умножая количество рук и атрибутов в них, скульпторы старались передать всепроникающую и всеобъемлющую природу божества.

В целом, образ бога Вишну складывался на протяжении тысячелетий, и за это время многократно менялись его основные функции, восприятие божества людьми, и даже место в индуистском пантеоне. Отражением этого являются изобразительные каноны и священные тексты. Современная трактовка Вишну как верховного бога заложена еще в пуранических сказаниях, принадлежащих к послеведийскому периоду.

Понравилась статья? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Facebook.

Есть свое видение по поводу статьи? Тогда комментарии вам в помощь: обсуждайте, спрашивайте и делитесь мнениями прямо на сайте!