Открытие морского пути в Индию

Морской путь в Индию открытие История

Сказочные богатства Востока издавна манили европейцев. Торговля восточными, в частности индийскими, товарами приносила громадные прибыли, хотя в дальнем пути купцов ожидали величайшие трудности и опасности.

Причины поиска морского пути в Индию

В середине ХІІІ века все стало меняться. Сначала монголы завоевали Багдад, богатейший город, бывший крупным перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. Для них торговля не была приоритетом, поэтому путь товаров из Китая и Индии в Европу усложнился. Вслед за Багдадом пал и арабский халифат, а ведь через его территорию в Месопотамии шли главные поставки восточных товаров на запад. И наконец в 1291 году европейцы потеряли город Сен-Жан д’Акр — последний свой бастион на Востоке, который как-то поддерживал угасающую торговлю. С этого момента торговля Европы с Индией и Китаем почти полностью прекратилась. Теперь ею полностью заведовали арабские торговцы, получавшие от этого баснословные дивиденды.

Первая попытка

Требовалось искать другой путь по морю. Однако его европейцы не знали. Тем не менее сразу же после потери Сен-Жан д’Акра из Генуи снаряжается экспедиция в Индию. В источниках того времени сообщается о братьях Вивальди, которые вышли в море на двух галерах, снаряженных съестными припасами, водой и остальными необходимыми вещами. Свои корабли они направили в марокканскую Сеуту, чтобы дальше поплыть в океан, найти индийские страны и купить там прибыльные товары. Достигли ли они Индии — об этом достоверных сведений нет. Известно только, что после 1300 года появились морские карты, на которых довольно-таки точно были показаны очертания африканского материка. Это позволяет предположить, что братьям Вивальди, как минимум, удалось обойти Африку с юга.

Пляжи Северного ГоаПланируйте путешествие в современную Индию? Узнайте, какие пляжи есть в Северном Гоа и их особенности.

Любите отдых поспокойней? Тогда лучше ехать в Южное Гоа. Пляжи там более тихие, а отдых безмятежный.

Португальская эстафета

На поиски ИндииСледующая попытка была сделана спустя 150 лет благодаря появлению новых морских технологий и кораблей. В этот раз уже венецианец Альвизе Кадамосто в 1455 году добрался и смог исследовать устье реки Гамбии. После него инициатива перешла к португальцам, которые очень активно стали продвигаться на юг вдоль африканского побережья. Спустя 30 лет после Кадамосто Диогу Канн смог пройти дальше него. В 1484-1485 годах он вышел к берегам Юго-Западной Африки. Буквально в спину ему двинулся Бартоломео Диаш, достигший в 1488 году крайней южной точки африканского континента, названной им мыс Бурь. Правда, король Генрих Мореплаватель не согласился с ним и переименовал его в мыс Доброй Надежды. Диаш обогнул мыс и доказал, что дорога в Индийский океан из Атлантического есть. Однако сильнейший шторм и последовавший за этим бунт команды заставили его повернуть назад.

Но опыт, полученный Бартоломео Диашем, не пропал. Его использовали при постройке кораблей для следующей экспедиции и прокладке маршрута. Суда сооружали особой конструкции, так как Диаш посчитал традиционные каравеллы неподходящими для столь серьезного плавания.

В помощь будущим мореплавателям в Индию по суше послали Педро да Ковилху, хорошо владеющего арабскими языками, с задачей сбора максимально большего количества информации о морских портах Восточной Африки и Индии. Со своей задачей путешественник справился блестяще. Не следует забывать, что в великой географической гонке извечный соперник Португалии — Испания устами Христофора Колумба заявила об открытии западного пути в Индию. Но кто же на самом деле открыл морской путь в Индию?

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама. Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание. На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

Мореплаватель Васко Да ГамаВаско да Гама (1469-1524)

Португальский мореплаватель. В 1497-1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию.

В 1524 г. был назначен вице-королем Индии. Умер в Индии во время третьего плавания. Его прах был переправлен в Португалию в 1538 г.

Вдоль африканского континента

Карта путешествия Васко да ГамыРождество три оставшихся корабля экспедиции (одно судно затонуло неподалеку от мыса Доброй Надежды) уже отмечали, двигаясь вдоль восточного побережья Африки на север. Плавание было сложным: мешало встречное юго-западное течение. Тем не менее, пройдя 2700 км, 2 марта корабли прибыли в Мозамбик. К сожалению, хотя португальцы и не пожалели средств на оснащение экспедиции, они просчитались в качестве своих товаров и подарков. Не лучшую роль сыграло и полное отсутствие у командора да Гама дипломатического дара. Пытаясь наладить отношения с правящим в Мозамбике султаном, своими недорогими подарками португальцы только испортили с ним отношения. Пришлось экспедиции, как говорится, при своих интересах отправляться дальше в надежде на более хороший прием.

Пройдя еще 1300 км, корабли добрались до Момбасса, но и там хорошо дела не пошли. И только в следующем порту Малинди прием оказался лучше. Тамошний правитель даже дал Васко да Гама своего лучшего навигатора Ахмеда ибн Маджида, который и довел экспедицию до места назначения.

1498 год — открытие Индии!

Португальцы в Индии20 мая 1498 года корабли ошвартовались в порту Каликут. Здесь, на Малабарском побережье Индии, находился центр торговли специями. У португальцев отношения с местным принцем и мусульманскими торговцами, к сожалению, не сложились, а затем и вовсе ухудшились настолько, что корабли не смогли пристойно подготовиться к обратной дороге. После жестокого скандала, окончившегося захватом заложников с обеих сторон, экспедиция, даже не дождавшись попутного ветра, ушла из порта.

Отели Южного ГоаПознакомьтесь с отелями Южного Гоа, там отличные пляжи!

Если же вы предпочитаете экстремальный отдых и не боитесь замерзнуть в Гималаях, можете посетить знаменитый курорт Гульмарг в Северной Индии.

Одно из чудес света находится в Индии, о нем подробнее можно узнать по этой ссылке: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/gde-naxoditsya-tadzh-maxal.html

Трудная дорога домой

Дорога назад до Малинди через Аравийское море была крайне тяжелой. 3700 км корабли шли целых 3 месяца, во время которых от цинги умерло 30 человек. Спасла оставшихся моряков только доброта султана Малинди, поставившего на корабли апельсины и свежее мясо. Здесь же пришлось сжечь корабль «Сан-Рафаэль» по причине плохого состояния и отсутствия команды. Члены его экипажа были распределены по оставшимся кораблям.

Дальше дела пошли лучше, и во второй половине марта корабли экспедиции повернули на север вдоль западного побережья Африки. Но даже отсюда до родной им Португалии потребовалось плыть полгода. Только 18 сентября 1499 года, пройдя по морям 38600 км, очень потрепанные, корабли вернулись в Лиссабон. В подтверждение правильности пути королю был привезен подарок — золотой идол массой 27 килограммов, глаза которого были изумрудными, а на груди сверкал рубин размером с грецкий орех. Триумф короля Мануэля I и Васко да Гама был полным. И хотя на родину смогли вернуться менее трети моряков из экипажей кораблей, они смогли открыть для своей страны гигантские возможности, которыми она очень скоро воспользовалась.

Открытие Васко да Гама морской дороги в Индию определило дальнейший ход истории. После него началась стремительная серия событий, изменивших мир. Уже в следующем году в Индию отправилась целая эскадра из 13 судов под руководством адмирала Кабрала. Не прошло и полувека с момента похода Васко да Гама, а Португалия смогла дотянуться до Японии, основав при этом гигантскую империю. Но, хотя в дальнейшем этот морской путь стал в буквальном смысле обыденным, подвиг средневековых мореплавателей был в том, что они явились первыми.

Мост в Лиссабоне (Португалия)В современном мире в честь мореплавателя Васко да Гамы названы некоторые географические объекты:

  • Самый длинный мост в Европе через реку Тежу в Лиссабоне;
  • Город в Индии в штате Гоа, примерно в 5 км от аэропорта Даболим;
  • Крупный ударный кратер на видимой стороне Луны.
Оцените статью
indianochka.ru
Добавить комментарий

  1. Марина

    Индия долгое время манила и грезилась отважным путешественникам разных эпох и народов. Одни — хотели снискать славу и расположение короля, другие — искали способ обогащения, третьих звала туда жажда приключений. Искать путь в Индию отправлялись множество экспедиций, о некоторых известны лишь «крохи», другие канули в неизвестность и только избранным удалось достичь заманчивых берегов. Для меня открытие Индии связано с португальцем Васко да Гаммой и благодаря ему сегодня мы можем наслаждаться частичкой «рая на земле».

    Ответить
    1. Александр

      Марина, вы в серьез думаете, что без Васко Де Гама, в последующие лет 50 -.. 100 никто бы так и не узнал где находится Индия и как туда добраться… ?
      И мы бы с вами сейчас остались без… «…частички рая на земле»… Наверное нет :-)))

      А Васко Де Гама, просто вывел свою страну в лидеры на том историческом промежутке. Вот пожалуй и всё.

      Причем делал это путем невероятной жестокости, которая была не свойственна даже инквизиции. Его в кавычках «подвиги» мести и уничтожения арабов, африканцев, индусов заставляют усомниться, что он вообще был нормальным человеком, даже для нравов того времени. Думаю, что он был извращенным моральным уродом.
      Так что некое благоговение перед его именем позволительно только Португальцам, у которых видимо дефицит героев в пантеоне величия старой империи, и которым, как говорится, отступать некуда: «что есть то и прославляем.»

      Ну и последнее …: «…открытие Индии связано с португальцем… и т.д.» — знаете, это так по Европейски — «Кого То Открывать» :-)))
      «Открывать для всего мира»… и т.д.
      Наверное, сегодня уже нужно быть более корректными и говорить о том, что он сделал важное открытие для своей страны в тот исторический период. Более того, Португальцы, на сколько это было возможно, старались держать монополию на эти знания, и их соперникам, по существу, пришлось (ну пусть в меньшей степени, но все же) пере открывать эти достижения для себя.
      И кто такой Васко де Гама для той же Индии??? = Думаю, что просто убийца.

      И вообще, рассуждать об истории человечества с Евро-центристских позиций это все более и более становится анахронизмом, … да и по сути это всегда было глупостью. … Просто сегодняшнюю, официально признаваемую, мировую историю писали (в прямом смысле писали, а не в фигуральном) писали и подгоняли под свои нужды и геополитические задачи Европейцы.

      Кстати, (Например), если вы бывали в Турции (например) и разговаривали с наиболее образованными историками и экскурсоводами (подрабатывающими историками), то вы могли заметить, что на многие столпы мировой истории (Которая по существу своему Евро-центристская) — у них совсем другие взгляды… 🙂 Просто голос образованного Турецкого сообщества по таким вопросам пока не слышен, и никого не волнует в Европе,.. пока. Так же и со многими другими странами.
      К тому же история как наука, сильно зависит от политиков и является разменной картой сегодняшних политических столкновений (как и все последние лет 500). Она сегодня уже и не наука вовсе. Искажений, в этой самой официальной мировой истории бесчисленное множество, в том числе и глобальных, системных.

      Исторический процесс всегда двигается гораздо более широким фронтом и всегда опирается на очень большое количество пассионарных центров, чем это представлено в официальной мировой истории.
      Так что, не делайте героем средневекового бандита и садиста, который якобы повернул мировую историю.

      Ответить
  2. Vilgelm

    Индия была хорошо известна задолго до путешествия Васко (Вашку) да Гамы. Приблизительно в 1468-70 годах (то есть, почти за 30 лет до путешествия португальца), ещё до свержения монголо-татарского ига при Иване 3, русский купец Афанасий Никитин, ограбленный татарами из Астраханского ханства в устье Волги, вынужден был искать путь в Индию для того, чтобы вернуться домой не с пустыми руками.
    О своём путешествии через Баку и Дербент, о своих злоключениях с «басурманами» (то есть, с радикальными мусульманами, желавшими обратить его в ислам), о нравах, обычаях и многочисленных верованиях индийцев повествует А. Никитин в своих записках. 2-я Софийская и Львовская летописи сохранили воспоминания русского купца. Но почему имя этого человека, который раньше португальских моряков достиг Индии, почти забыто?

    Ответить
    1. Адекват Рассудительный

      По всей видимости, басурманам (по вашему радикальным исламистам, хотя применительно к тому времени такие термины не очень правильно употреблять, так как Ислам в те времена был еще более радикальным, чем сегодня), которыми, по сути, называли всех, кто жил восточнее России, удалось-таки обратить его частично в Ислам, потому что его молитвы в рукописях были смесью Христианства православного и Ислама, где он и к Магомеду и к Иисусу обращается в едином контексте :)).

      Ответить