Такси и рикши — нюансы городского транспорта в Индии

Такси и рикши Индии Транспорт в Индии

С каждым годом все больше российский туристов открывают для себя Индию, которая привлекает своими сказочными видами и богатейшей историей. Изобилие достопримечательностей даже в отдельно взятом городе просто потрясает, и пытаться обойти их «на своих двоих» просто невозможно.

Не следует также особо полагаться на городской общественный транспорт — он в большей мере рассчитан на местных жителей, и пользоваться им в туристических целях крайне неудобно. Какой же выход — аренда (прокат) автомобиля, такси или рикша?

Можно ли арендовать автомобиль?

По большому счету, а Индии вполне возможно взять автомобиль напрокат или арендовать его. Однако, прежде, чем сделать это, необходимо реально оценить особенности этого шага. Во-первых, потребуются водительские права международного образца и полис обязательного страхования. Но это — не самое страшное.

Главное препятствие к самостоятельному вождению автомобиля по индийским дорогам — весьма своеобразные особенности организации движения по ним, причем, левосторонним движением они не ограничиваются. Загвоздка в весьма вольном толковании правил дорожного движения его участниками, помноженном на чрезвычайную загруженность улиц самыми невероятными транспортными средствами, пешеходами, животными. Вот уж где действительно действует «закон джунглей» — преимущество у тех, у кого машина больше, кто сигналит громче, кто, попросту, наглее.

Поезда в ИндииНа дальние расстояния между городами отлично подойдут поездки железнодорожным поездом. Этот вид транспорта очень распространен в Индии и хорошо развит.

Если не хочется путешествовать поездом, можно воспользоваться авиалиниями. Подробнее об аэропортах Индии.

Кроме того, не исключены встречи с полицейскими, которые весьма дотошно могут изучать документы, проверять укомплектованность машины и т.д. Не хочется думать плохо про индийских «гаишников», но отзывы туристов говорят, что это достаточно часто делается в столь привычных для нас целях — для вымогания денег.

Если все же хочется, чтобы транспорт всегда был под рукой, лучше арендовать автомобиль с местным водителем, хорошо знакомым с «технологией» передвижения по индийским городам.

Плата за прокат не должна сильно испугать — вполне возможно подобрать небольшой автомобиль по цене 15-20 $ за сутки, причем работа водителя входит в эту сумму. Есть «пакеты» подороже — они могут включать в себя полную заправку и неограниченный суточный пробег.

Индийские такси

Если планируются только разовые поездки, выгоднее будет воспользоваться услугами такси. Это вид общественного транспорта представлен в индийских городах государственными или честными компаниями, что, впрочем, особо не сказывается на стоимости проезда.

Такси в Индии

Государственные машины-такси имеют черно-желтую окраску, они в обязательном порядке есть на стоянках около аэропортов или железнодорожных вокзалов. Подавляющее большинство парка представлено «Амбассадорами» — своеобразным индийским брендом, выпускаемым уже более 50 лет. Машина тесновата, но для городских условий вполне сносная. Сейчас она все чаще замещается «Tata Indica» — также небольшим городским автомобилем.

По существующим правилам, все машины должны быть оснащены таксометрами, а водитель в конце поездки даже должен выдать пассажиру по его требованию чек. Однако в реальности все не так радужно — обычно действует принцип «как договоришься». Таксисты не отличаются особым альтруизмом, и всегда стараются вытянуть из приезжих побольше, заламывая порой немыслимые цены, ссылаясь на то, что счетчик не работает. Покупаться на это не нужно — легче обратиться к другому, более сговорчивому водителю, потребовать включить счетчик и обязательно проверить начальные нулевые значения.

Большинство старых таксометров показывают не стоимость проезда, а величину пробега, которая потом переводится в рупии по специальным таблицам — «conversion table». Такую табличку можно приобрести в газетных киосках, и при посадке в такси лучше дать понять водителю, что вы в курсе вопроса о порядке оплаты — вряд ли он решится вымогать лишнее.

Средняя стоимость поездок в городах — 10-15 рупий за километр, ночной тариф может быть в полтора раза выше. Если предоставляется такая возможность, лучше узнать заранее примерную стоимость поездки в нужное место (у персонала гостиницы, у полицейского, уличного торговца и т.п.) и ориентироваться на нее в процессе торга в водителем.

Замечательно, если туристу удалось воспользоваться службой предоплаты, «prepaid taxi» — такие кассы можно встретить на вокзалах, в аэропортах. Кассир примет плату за поездку с учетом расстояния, наличия багажа, количества пассажиров, выдаст квитанцию и укажет номер машины. Водители такси не сильно любят эту систему, лишающую их дополнительного заработка, и пытаются в конце поездки навязать какие-то накрутки — доплату за багаж, чаевые, превышение расстояния и т.п. Однако, если твердо отказаться и пригрозить обращением к полицейскому, конфликт будет исчерпан.

Многие отели практикуют вызов такси с оплатой поездки непосредственно на ресепшене, что также достаточно удобно (хотя и несколько дороже). Как правило, можно быть уверенным в своевременном прибытии автомобиля. При этом также немаловажно иметь квитанцию, как козырь в «борьбе» с таксистом.

В некоторых местах (вокзалы, туристические центры) существует «fixed price» — установленная цена на самые востребованные маршруты, сбить которую практически нереально, хотя она может быть на 20-30 % выше стандартных расценок.

Для тех, кто любит комфорт, либо приезжает рано утром или поздно вечером, а особенно для путешествующих с детьми оптимальным вариантом будет заказ трансфера. Заказать трансфер можно заранее, еще из дома, водитель встретит Вас с табличкой прямо в аэропорту и доставит до места без всяких проблем. Сделать это можно здесь.

Быть в Индии — и не проехаться на рикше?

Вело-рикша
Этот вид общественного транспорта в Индии, наверное, самый распространенный. Собственно, рикш, в классическом понимании этого слова, когда коляску тянет человек, уже не осталось, они законодательно запрещены. Используются лишь велорикши и моторикши (их нередко называют авторикшами или тук-тук).

Велорикши не отличаются скоростными качествами, удобны лишь для переезда на небольшие расстояния или для осмотра достопримечательностей, расположенных на довольно компактной территории. Стоимость проезда невысока, оговаривается в начале поездки. Для туристов, чаще всего, это элемент экзотики, рассматривать велорикшу чисто с транспортной точки зрения не приходится. Хотя иногда, например, в пешеходных зонах, они будут единственно возможным решением.

Авто-рикши в Индии

А вот моторикши поражают своим разнообразием и многочисленностью. Самый распространенный вид — небольшие пассажирские экипажи на 2-3 пассажира, установленные на трехколесное мото-шасси. Наиболее ходовая модель — «баджадж» (bajaj), выпускаемая с 1977 года. На дальнее расстояние поездка в ней станет очень утомительным занятием, но для города подходит.

Стоимость поездки на таком транспорте лежит в пределах 5-10 рупий за километр, если ориентироваться на нормальные установленные расценки. Многие рикши оснащены счетчиками, но заставить водителя (также называемого рикшей) включить его — достаточно сложно. Если это принципиально важно, то можно пригрозить обращением в полицию, как правило — помогает.

На рикш сертифицированных транспортных компаний также распространяется система «prepaid», но особого восторга она у них не вызывает — они всячески отговаривают туристов от этой затеи, но отказаться от уже оплаченной поездки вряд ли смогут.

Торг с рикшей по поводу маршрута и стоимости поездки — целая наука, изобилующая нюансами.

Достопримечательности МумбаиКакие достопримечательности в Мумбаи, самого населенного города Индии, можно посмотреть?

В Индии до сих пор существует кастовое неравенство, которое берет свое начало еще с древних времен. Читайте подробности.

Численность населения Индии с каждым годом растет. К 2030 году есть все шансы выйти на первое место в мире, обогнав китайцев: https://indianochka.ru/india/obshhestvo/naselenie.html

Полезные советы туристам

  1. Никогда не стоит «клевать» на супердешевые предложения перевозчиков — почти со стопроцентной вероятностью турист получит незапланированную «экскурсию» по каким-нибудь сувенирным лавкам, хозяева которых платят рикше комиссионные за каждого клиента, а цены будут в разы превосходить нормальный уровень.
  2. На стоянках рикш очень часто суетятся хелперы — якобы помощники, которые будут настоятельно рекомендовать сесть в тот или иной экипаж. Работают, понятно, они не задаром, а сумма их комиссионных будет включена в стоимость поездки. Разговор лучше вести с рикшей без посредников.
  3. При согласовании цены надо настойчиво уточнять, все ли в нее включено. Нередко случаются казусы, что по прибытию к мету назначения выясняется, что рикша имел в виду цену на одного человека, или без учета багажа, или без пресловутого повышающего коэффициента, или без еще чего-нибудь, что ему взбредет в голову. Еще лучше — после договоренности попросить водителя указать цену на листке бумаги, чтобы избежать языковых казусов — индийский «английский» очень сильно отличается от того, чем владеют туристы.
  4. Если не устраивает цена, нужно назвать свою (естественно, адекватную расстоянию), а в случае несогласия водителя — просто повернуться и уйти. Почти наверняка он попытается остановить и согласиться на разумное предложение.
  5. Не стоит начинать поездку, пока нет твердой уверенности, что рикша точно понял пункт конечного назначения — это одна из уловок, чтобы «вытряхнуть» из пассажира деньги за излишние километры.
  6. Расплату следует осуществлять только по прибытию на место и выгрузке багажа. Лучше иметь мелкие купюры — у водителя запросто может «не оказаться сдачи».
  7. В северных штатах Индии путешественники советуют обращать внимание на десны и губы рикши. Дело в том, что в тех краях весьма распространено жевание бетеля, имеющего легкое наркотическое действие. При злоупотреблении им полость рта обретает кроваво-красную окраску, и за адекватность такого водителя поручиться нельзя.

И в случае поездки на такси, и при выборе рикши, нужно проявлять максимально возможную доброжелательность, сдержанность, не стоит излишне жадничать или проявлять раздражение. Если не сдерживает языковый барьер, можно попытаться наладить личный контакт с водителем — это всегда поможет проехать дешевле и с большим комфортом.

Грузовой рикша

Видео «Тук-тук транспорт Индии №1»

Оцените статью
indianochka.ru
Добавить комментарий

  1. сергей

    в индии не так давно был. ездил с другом за компанию. статья очень интересная и правдивая, там каждый только и думает как вытащить больше денег у иностранцев. хотя встречаются и довольно порядочные люди. в качестве транспорта предпочитаю такси.

    Ответить
  2. nata-ska

    Безусловно, автор права. Такси в Индии — это нечто. Га дорогах, по нашим понятиям, черти-что. Автомашины, велосипедисты, рикши, живность. Все это игналит, орет, ругается. Прав тот, у кого громче получается. Я-бы не рекомендовала брать в Индии автомобиль в аренду. Левый руль, дурацкие правила на дорогах. Оно Вам надо? Лучше прокатитесь на рикше или слонах — это я смеюсь. Берите такси.

    Ответить
  3. Нина

    Да уж.. Одно дело читать, а другое дело увидеть своими глазами . Мы пользовались услугами такси , велорикши и моторикши. Арендовать автомобиль не решились, так как правила дорожного движения в Индии не такие как у нас, да еще и руль с левой стороны. Вполне согласна с автором в том, что цену за проезд следует уточнять сразу, чтобы потом не было никаких непоняток.

    Ответить
  4. Сергей

    Если хотите — могу посоветовать отличного добродушного русскоговорящего таксиста: Яшван (YESHWANT MAPARI, +919545168979). Moжно договориться с ним по Watsapp предварительно. Территория — Кондалим, Бага, Калангут. Может устроить экскурсию хоть по всей Индии. Лично для меня — самый лучший мой друг в Индии. Советую!)

    Ответить