Бог Рама в Индуизме — один из множеств аватаров Вишну

Рама - бог в Индуизме Религия

Поклонение Раме очень популярно среди индусов, это подтверждается многочисленными храмами, посвященными ему, которые располагаются не только в Индии. История жизни Рамы и основная цель его воплощения (уничтожить короля демонов Равана), описана в «Рамаяне».

«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите около 4 века до н. э. в восточной Индии. Авторство приписывают легендарному мудрецу – отшельнику Вальмики. По одной из легенд Вальмики в юности был разбойником, но искупил содеянное зло строгим обетом: много лет стоял на одном месте пока с ног до головы не был покрыт муравейником.

Поэма посвящена подвигам Рамы – героя, совершившего поход из северной Индии на остров Ланку (современная Шри-Ланка) для освобождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. Полагают, что в основе «Рамаяны» лежат исторические реальные события.

Правление царя Дашаратхи

Царь-Солнце, корона вселенной, владыка дня, несущийся по небу на золотой колеснице, прародитель жизни на земле, дал некогда жизнь далекому предку царя Дашаратхи. Этот род на весь мир прославился своей мудростью, верностью законам и заботой о благе своих подданных. Царство Кошала богатело год от года. Однако его правитель Дашаратха не знал полного счастья, ведь у него не было детей.

Однажды царь поехал на охоту. Там он поразил стрелой оленя. Впоследствии оказалось, что олень был единственным сыном слепых отшельников, которые жили в этом лесу. Убитые горем родители прокляли Дашаратхи, предвестив ему потерю сына.

Царь рассказал о случившемся верховному жрецу, и тот посоветовал ему принести щедрые пожертвования богам. Во время священнодействий из жертвенного пламени возникло небесное существо, державшее в руках золотой сосуд с напитком. Его поровну разделили и выпили три жены Дашаратхи, и в надлежащее время каждая из них подарила царю сына.

Рождение Рамы

Бог Рама в ИндииВсемилостивый бог Вишну, всегда стремящийся помогать людям в их бедах, сошел на землю приняв форму души человека. Он вселился в зародившееся тело мальчика, старшего сына царя Дашаратхи, рожденного царицей Каушальей, нареченного Рамой.

Так появился на земле герой, судьбой которого стала борьба с повелителем зла и мрака, с самым могучим из ракшасов. Но не знал об этой судьбе Рама и рос среди своих братьев как земной царевич, поглощая знания и готовясь к тому, чтобы когда-нибудь стать правителем Кошалы.

Этот отпрыск Солнечного рода был отмечен всеми достоинствами – щедростью и благородством, силой и отвагой, преданностью родителям и любовью ко всем людям. Он зажигал счастье в сердцах каждого на кого он смотрел и к кому обращал свою речь.

Детство и юность Рамы

Братья росли, учились разным наукам, особенно военному делу и искусству управлять государством. Рама с малых лет славился сообразительностью, храбростью и воинским умением, поэтому мудрец Вишвамитра попросил его прогнать злых демонов, которые делают ему разные пакости во время пожертвований.

Рама с братом Лакшманом пошли с Вишвамитрой, который научил их обращаться с божественным оружием, и братья совершили немало славных подвигов.

Женитьба царевича

РамаТем временем Джанака, царь соседнего государства, устроил для старшей дочери Ситы сваямвару — давний свадебный обряд, когда девушка-царевна через определенное испытание сама выбирает себе мужа. Прекрасная Сита являлась аватарой богини Лакшми (жены Бога Вишну), которая родилась из борозды на поле и была приемной дочерью царя Видехи Джанаки.

У царя Джанаки был лук, который когда-то подарил ему бог Шива. Так царь объявил: кто натянет тетиву этого тяжелого лука, тот и станет мужем его дочери. Из всех многочисленных претендентов на руку и сердце царевны с задачей справился лишь Рама: он так натянул тетиву, что та лопнула. Сита украсила Раму свадебной гирляндой и признала своим мужем.

Изгнание

Тем временем царь Дашаратха решил короновать Раму. Но одна из жен Дашаратхи Кайкейа хотела, чтобы правителем стал ее сын Бхарата, а не пасынок Рама. Дашаратха вынужден был уступить жене, поскольку она спасла ему жизнь, и царь дал ей обещание выполнить любое желание. Это случилось во время очередной войны с асурами (демонами). Царя ранили и возможно убили бы, если бы не его младшая жена Кайкейа, правившая колесницей и вывезшая его с поля боя.

Так Дашаратха был вынужден отправить царевича в изгнание сроком на 14 лет, лишив при этом права занять трон. Вместе с Рамой в изгнание отправились его жена Сита и брат Лакшман.

Непосильная тяжесть легла на душу царя Дашаратхи. Не видел он теперь радости ни в чем. Ни днем, ни ночью он не находил себе покоя. Неотступными сделались его мысли о смерти, которая вскоре забрала царя.

Бхарата, узнав правду, отправился на поиски изгнанников. Вскоре он нашел родных, но Рама отказался возвращаться, так как дал клятву и не мог ее нарушить. Он назначил младшего брата правителем-наместником и простился с ним. Долгие годы они проводят в лесах, встречаются с отшельниками. Рама борется с ракшасами (демонами).

Похищение Ситы

Равана
Равана

Несчастья царевича изгнанием не закончились. Однажды царь ракшасов Равана, который правил на острове Ланка (современная Шри-Ланка), совершая полет на своей колеснице, увидел Ситу и воспылал к ней страстью.

В лесу, где остановились изгнанники, появился волшебный олень, в которого превратился демон Марича. Рама по просьбе Ситы отправился на охоту, оставив жену под наблюдением брата. Однако, хитрый Марича, сымитировав голос царевича, выманил и Лакшмана. Так Равана в отсутствие Рамы удалось похитить Ситу и пленить ее у себя во дворце.

Каждый день он приходил к Сите, не теряя надежды пробудить в ней желание стать его женой. Он клялся ей в своей любви и преданности, которая будет бессмертной, ибо он сам бессмертен. Равана приносил ей драгоценные дары и не мог понять, как это обычная женщина не желает даже взглянуть ни на него, ни на его подарки.

Победа Рамы

Рама страдает без жены и когда узнает о ее местонахождении, собирает армию, которая в основном состоит из антропоморфных обезьян и медведей сына бога Ханумана, верного друга Рамы. Вскоре началась война Рамы с Раваной. Благодаря юношескому подвижничеству, он стал неуязвимым для богов, но убить его мог смертный герой.

В ходе боя был ранен Лакшмана. Его удалось вылечить волшебной травой, которую в очень короткий срок принес с Гималаев Хануман вместе с горой, где она росла.

Рама убивает похитителя своей жены и освобождает ее. После этого природа и земля оживают и расцветают. Тем временем истекает срок их изгнания.

Слух о победе Рамы достиг обитателей его царства за один день. Вся Кошала знала, что возвращается законный наследник престола. Летящие на колеснице, к ночи достигли границ своей страны. Взглянув вниз, они увидели море огней, возвещавших о великой радости. Все сверкало и счастьем сияли глаза людей, встречавших своего справедливого правителя после столь многих лет разлуки с ним.

Проверка на верность

Сита и огонь
Сита в огне

Снова обретя жену, Рама все же пребывает в печали, ведь долгое время она пробыла в плену у другого мужчины. Он решает проверить Ситу на верность. Сначала она проходит испытание огнем – входит в костер и не сгорает, более того сила огня подымает ее над землей и подталкивает в объятия Рамы.

Бог огня Агни, таким образом, утверждает, что Сита невиновна. Но Рама и его окружение продолжают сомневаться в верности Ситы, поэтому вторично изгоняют ее из царства.

В изгнании она рожает двух сыновей. Автор поэмы – Вальмики предоставляет кров в своей отшельнической обители Сите. Когда её сыновья Лава и Куша выросли, он рассказал им историю их отца и наставил их на путь сказительного искусства.

В качестве бродячих певцов они приходят в столицу Айодхи и исполняют эту поэму перед Рамой. Отец их узнает, возвращает жену. Однако он и придворные снова подверглись сомнению. Тогда Сита сказала: «Если я чиста – пусть меня поглотит земля». Земля разверзается и поглощает ее, тем самым доказывая ее чистоту и воссоединяя ее с матерью богиней земли.

Рама предстает как идеальный сын, брат, истинный муж, верный друг, справедливый царь, и благородный противник. Рама рассматривается как архетип праведности и самых востребованных добродетелей. Он воплощает красоту и силу моральных принципов, является созвучием всех лучших качеств.

Бог РамаВ период становления индуизма постепенно наращиваются представления о воплощениях богов и к концу первого тысячелетия нашей эры, несомненно, Рама понимается как аватара бога Вишну. С этого времени начинают появляться и переложения «Рамаяны» на разные региональные языки, где Рама уже с самого начала абсолютно беспрекословно предстает богом. Большинство индуистов считают Раму реально существующей исторической личностью, царем, правившим Кошалой – царством в Индии со столицой Айдохья. Сюжет «Рамаяны» местами имеет аллегоричный характер и под видом подвигов Рамы изображает распространение в середине 2 тысячелетия до н. э. арийской цивилизации на юг Индии.

Песню о Раме сложил народ, выразив в ней свою неумирающую мечту о непобедимом, идеальном, самоотверженном герое, о защитнике народа от всякого зла. Супруга Рамы Сита почитается всеми индийцами как Мать Индии. В каждой семье детям пересказывают легенды из «Рамаяны», стараясь воспитать в них чувство долга, ответственности и благородства.

Главным секретом поэмы служит то, что Рама не только человек – он был избран богами как представитель их силы в мире людей, а поэтому ему предстояло поразить зло и утвердить правду, живя ради свершения этой великой миссии.

Оцените статью
indianochka.ru
Добавить комментарий